Назад | Начало урока | Вперед
Содержание

Глава 8

Использование переменных


В этой главе...

Программы получают, обрабатывают и возвращают данные. Если нужно сохранить
какое-то значение или результат каких-то вычислений, используются переменные.
Переменная— это имя, которым обозначается какой-либо фрагмент информации. Переменные могут быть использованы для хранения самых разнообразных видов данных, начиная от баллов, набранных в компьютерной игре, и заканчивая биржевыми показателями.

Имена переменных часто несут в себе какую-то информацию о принимаемых значениях.
Например, по имени nRadius можно догадаться, что переменная используется для хранения (и представления) радиуса круга. С другой стороны, переменным иногда присваиваются не очень удачные имена, по которым трудно сделать вывод об их назначении. Например, имя С4Р0 может ассоциироваться с серийным номером, паролем и вообще с чем угодно.

Каждый раз, когда необходимо получить доступ к хранимой в переменной информации,
ссылаются на имя переменной. Поскольку C++ является строгим языком программирования, перед тем как приступить к использованию переменной, нужно объявить ее тип данных.

В этой главе рассматриваются вопросы, связанные с именованием переменных, их определением и инициализацией.

Вверх

Именование переменных

При выборе имени для ребенка родители сталкиваются с множеством ограничений. До-
пустим, например, что они сами помешаны на программировании и надеются, что, когда их
чадо вырастет, непременно станет великим программистом. Тогда вместо имени Джон они
могли бы дать ему имя wwwДЖОН. или вместо имени Джессика назвали бы девочку double.Но к сожалению, даже если соответствующее административное учреждение (и то не каждое) зарегистрирует такое имя, у ребенка будут проблемы со сверстниками, тяжелые школьные годы, и он никогда не простит своих родителей за такой "подарочек".

Выбрать имя для переменной намного проще. Ей безразлично, как вы ее назовете, поэтому смело давайте ей любое понравившееся имя. Правда, и здесь существуют некоторые ограничения. Впрочем, они вполне разумны и их легко запомнить. Итак, имя переменной:

В табл. 8.1 приведен перечень ключевых слов Visual C++, которые являются командами языка C++. Дочитав книгу до конца, вы будете знать, как пользоваться большинством из эгих ключевых слов. Слова, начинающиеся с двух символов подчеркивания ( ), являются специальным расширением Visual C++, которое призвано упростить процесс создания программ для персональных компьютеров. Просмотрите таблицу и не присваивайте переменным таких же имен.
Таблица 8.1. Ключевые слова C++

Подсказка Подсказка Подсказка

Замечание: Эта таблица сделана как скриншот с формата PDF поэтому качество пострадало. Но все же основная информация о ключевых словах сохранилась, поэтому вставляем эту таблицу как есть.

Вот примеры допустимых имен переменных: way_cool, RigthOn, Bits32. А такие имена присваивать переменным нельзя: case (совпадает с ключевым словом), 52PickUp (начинается с цифры), A Louse (содержит пробел), н—v (включает недопустимые символы).

В именах переменных строчные и прописные буквы воспринимаются как разные. Например, имена b a r s , Ears, bArs и BARS обозначают разные переменные.

Вверх

Определение переменных

Перед тем как использовать переменную, ее нужно определить. Для этого просто укажите тип принимаемых значений и ее имя. Вот, например, определение нескольких переменных:

int Counter;
double OrNothing;
long Johns;

Если объявляемые переменные имеют один и тот же тип данных, объявить их можно в
одной строке. Например, если нужно объявить переменные First , Second и Third, каждая из которых должна принимать значения типа float , можете сделать это так:

float First;
float Second;
float Third;

Или так:
float First, Second, Third;

Инициализация переменных

Одновременно с объявлением переменные можно инициализировать. Этот громоздкий
термин обозначает всего лишь присвоение переменным исходных значений. Чтобы сделать
это, наберите после имени переменной знак равенства ( = ) и затем укажите нужное значение.

Например:

int Counter = 3;
double OrNothing = 3.5;
long Johns = 32700;

Вот и все. Ничего сложного, не так ли?

Вверх

Как сделать имя инфорамтивным

Вы, конечно, можете присваивать переменным самые разнообразные имена (за небольшими исключениями, они упоминались выше), однако обычно программисты стараются придерживаться некоторых общих соглашений, цель которых — упростить чтение и понимание кодов программ. Основным из них является так называемое венгерское обозначение, придуманное, как говорят, неким венгром, работающим на компанию Microsoft. Его идея состоит в том, чтобы начинать имена со специальных префиксов из нескольких букв, обозначающих тип переменной. В этой книге при назначении имен переменным используется одна из версий венгерского обозначения, которая, на наш взгляд, является самой простой и удобной.

Например, чтобы обозначить, что переменная имеет тип integer (int) , начинаем ее имя с буквы n:

int nRadius;
int nCount - 0;

В табл. 8.2 приведен список префиксов, используемых в книге. Напомним, что, хотя использование таких префиксов является хорошей практикой, позволяющей помимо прочего допускать меньше ошибок, вы всегда можете отказаться от них и присваивать переменным такие имена, которые вам больше нравятся.

Таблица 8.2. Использование префиксов

Тип данных Префикс Пример
Integer n nCount
Double dbl dblRadius
String psz pszName
Boolean f fFinished
object o oLine
object pointer po poCircle
array a aShapes
member m m_nShapes

Некоторые типы данных, упомянутые в этой таблице, вы встречаете, наверное, впервые.

Например, массивы (array) будут описаны в главе 14, а объекты (object) —- в главе 17.


Назад | Начало урока | Вверх | Вперед
Содержание